СПЛАВ ПО Р. БОЛЬШОЙ ИНЗЕР
(Респ. Башкортостан)
Сроки 30/04/2001 – 2/05/2001
Сплав средство: 4-м. катамаран
Длина маршрута 100 км, водный, 2 категории (?). Участок, определяющий сложность маршрута – шивера Сарышта, 3 категории (?, по-моему весной ее сложность вообще низкая. Иди где хочешь)
Состав
группы:
Борис Чикота - руководитель // автор
сего опуса
Римма Чикота - завхоз
Гюзель Ахметова - врач
Антон Гутник
Время | Отн. время | Расстояние | Ориентир | Берег | Прохождение участка | Примечание |
29/04/2001 22:22 мест. вр. |
отправление на поезде Уфа – Сибай | |||||
30/04/2001 4:35 |
прибытие на ст. Улу-Елга |
На вокзале никого не было. Свет был выключен, и выключателя мы не нашли. По разговору с единственной работницей, дежурной по станции, вокзал собираются в скором времени закрывать вообще.
Группа из-под Москвы забрасывалась на Зилим. Согласно отчету из Интернета, на 500 м ниже по узкоколейке, на пересечении с дорогой, в 7-39 останавливается вахтовый автобус Белорецк – Тукан (отчет 1998 года). Затем они планировали добираться дальше на попутках до Зигазы. Выброска из Имендяшево на автобусе в 7-00 в Красноусольск(?). Поэтому народ доходит и встает там обычно вечером. Маршрут по Зилиму занимает около 3 дней (макс. 4). При желании идти дальше выброситься можно в Красном Зилиме – на Архангельский и далее на Инзерскую ж/д ветку.
Расписание по ст. Улу-Елга
676
Уфа – Сибай . . . . . . 2-35 .. . . . .2-38
6202 Инзер – Белорецк . 6-47 . . . . . 6-49
6204 Инзер – Белорецк 12-02 . . . . .12-04
6206 Инзер – Белорецк 18-05 / 20 / 18-25
6201
Белорецк – Инзер . 8-33
6203 Белорецк – Инзер 15-07 . . . . . 15-09
675 Сибай – Уфа . . . . . .22-23 22-25
Непонятно, почему в Белорецк идут 3 раб. поезда, а в Инзер – только 2. По логике, рано или поздно, все рабочие поезда должны скопиться в Белорецке.
Т.к. рабочий поезд стал ходить гораздо позже, решаем, что нет смысла его ждать, и решаем идти пешком до Карталов вместе с группой лодочников вдоль ж/д путей.
30/04/2001 6:08 |
0 | выход пешком со ст. Улу-Елга | ||||
6:55 | ж/д мост через реку Сюрюнзяк. Ходка до 7:00 | |||||
~3км | ж/д пересекает явная тропа, слева превращается в дорогу и спускается вниз | сворачиваем на эту дорогу налево | после ж/д знака 172 / 171 км. | |||
7:18 | ходка до 7:29 | по дороге мокро. часто лежит снег. | ||||
7:37 | ~5км | Развилка дорог. Поворот налево в дер. Карталы | ||||
8:08 | 2:00 от Улу-Елги | ~6км | встали ниже Карталов по теч., за холмом, поросшим соснячком. Стапель | лев |
Погода пасмурная, прохладно. На дороге кое-где лежал мокрый снег и лужи, и кроссовки хорошо промочились.
Катамаран вновь преподнес нам сюрприз. Пластмассовые втулки, соединяющие продольные и поперечные трубки каркаса, просто не держали нагрузку. И это после того, как мы поменяли 5 штук после тренировочного заплыва. В этот раз полетело еще 5 втулок. Причем втулки летят уже при надувании, т. е. их, видимо, надо было растачивать по черному. Хотя летят и те втулки, которые мы даже не трогали. Решали проблему, стянув трубы 6-мм. веревкой.
Время | Ход. время | Рассто-яние | Ориентир | Берег | Прохождение участка | Примечание |
30/04/2001 12:00 |
0км | д. Карталы | лев | Снялись | ||
поворот налево перед мостом | проход по основному руслу. главное – распознать, что справа - завал | завал справа. В этом году завал видим и непроходим, но 2 года назад выглядел обманчиво проходимым, за что мы тогда и поплатились. | ||||
12:27 | 0:27 от Карталов | 3,5 | мост | -- | быв. узкоколейка
скор. на участке 7,8 км/ч |
|
12:29 | мысок (остатки от второго моста) | лев | самого моста не видно | |||
4 | после мыска
– перекат
р. Сюрюнзяк |
--
лев |
перекат справа по руслу волны с гребнями ок. 0,4м | возможно, остатки смытого моста? | ||
5,5 | д. Карталинская Запань | прав | в дер. пилорама? | |||
12:51 | 0:51 | 8 ? | завал слева | обворот горки слева | ||
(1:33)? | 14 | р. Лапышта | прав | пропустили | ||
13:46 | 1:46 | пов. направо | ошибочно принят за выход к Суранским горам | |||
(1:56)? | 17,5 | руч. Теплый Ключ | прав | пропустили. Время здесь и далее в скобках – оценочное время по скорости дв. 9 км/ч | ||
14:02 | 2:02 | 18,5 | поворот
налево.
Резкий поворот реки с СЗ на Ю |
волны справа под скалами!!! | брод дороги
справа налево, справа скалы, слева отмель и низкий берег
Ниже в 2 км по лев. берегу - стоянка ср. скорость за день 9,11 км/ч, на уч. от моста – 9,49 км/ч |
|
(2:23)? | 21,5 | р. Суран | лев | пов. реки с Ю на СЗ | пропустили | |
14:58 | 2:58 | (27) | остановка до 15:39 | лев | пов. реки с З на С. | по нужде + у Риммы замерзли ноги. Заболочено |
15:49 | хв 3:08
с остан. 3:49 |
28 | встали на стоянку. | прав | В месте стоянки река делает петлю налево (С – З – Ю). | справа осыпная
заросшая соснами гора с неплохим пологим местом для лагеря берега. До этого
места хорошее место для лагеря найти трудно.
ср. скорость за день 8,94 км/ч на уч. от 18,5 – 8,63 км/ч |
Рядом (в полукилометре выше по течению) стоят ребята (три семьи) из Зеленодольска, Татария. Тоже на катах.
Сегодня днем у Гюзели появился неожиданный рефлекс. При первых признаках малейшего переката она открывает широко глаза, и начинает активно грести в ту сторону. Похоже, ей жутко понравилось, когда ее обливает ледяными волнами с ног до головы. Антон это быстро понял, и с радостью начал предоставлять ей эту возможность. Естественно, Римме это нисколько не понравилось, т.к. она единственная в команде не имела гидроштанов, и в ее сапогах с большой регулярностью плескалась вода. В итоге все получили по чайнику, включая меня, босса, который даже не успел сделать ничего плохого .
17:25 ужин
Под вечер расчистилось небо и выглянуло солнце. Девчонки вытащили пенки и легли погреться, совмещая приятное (загар) с полезным (сон).
После ужина я и Антон сделали моцион в соседний лагерь с целью разведки. У них три катамарана – шестерки Разинского изготовления. Они купили каты год назад, и тогда соединения труб каркаса им сделали внутри баллона - кольцом стропы, а по внешнему краю – вклепанной полосой металла полукольцом, в которое и продевается продольная труба. Говорят, работает неплохо. Затем мы влезли по осыпи на гору и полюбовались на отвальную красоту Уральской природы. Куски высохших деревьев, закрученные и изогнутые в самых причудливых формах… Обожженные, видимо молнией, деревья стоят как памятники зодчества… Куча кала, похоже, заячьего. Видимо, у них там тусовка.
После весьма короткого сна в прошлую ночь жутко хотелось спать. Антон, которому в это время было скучно, пошел к соседям и сказал что-то типа: «у вас есть мяч, а наши ребята подыхают от скуки». Видимо, он имел в виду при этом себя во множественном числе, т.к. мне просто хотелось отвалиться на боковую. В общем, пришли ребята, и развлекли нашего Антона с девочками игрой в пляжный волейбол.
Солнце зашло за гору в 21:00.
Отбой в 22:15 (Кроме Антона и Гюзели).
1/05/2001 -- день 2
Подъем в 6:00.
Ночью были «замерзки». Мы все замерзли. Кроме Риммы. Наша палатка имеет совершенно летнюю сеточку в верхней части, и поэтому было такое впечатление, что мы спали прямо на улице. На катамаране выпал иней. Делаем вывод: Было ниже нуля. Причем даже два часа спустя изо рта шел пар. Бр-р-р-р-р…
У Гюзели также выявилась большая практика в подтягивании (это гребок такой), поджимании, зажимании (ранее в бытность зажимпрода, т.е. завхоза похода), и прижимании (ночью в палатке к Римме). Просто настоящий водитель (она как раз недавно сдала на права)!
Разговор.
Гюзель:
-- Надо куда-то девать сгущенку.
Римма: -- Так я рассчитывала, что вы ее съедите
Гюзель: -- Нет, я не смогу (с видимым мучением на лице и в форме единственного
числа). Видимо, ей и в голову не приходило, что другие тоже могли бы поесть
сгущенки.
Перед отплытием Гюзель привязывает свой гидромешок к катамарану. Каждый раз, когда она натягивает веревку, кат вздрагивает и еще больше съезжает с берега в воду. Слава Богу за то, что я догадался привязять катамаран к дереву после постановки на берег. Даже дерево покосилось… Ну, почти покосилось
Время | Ход. время | Расстояние | Ориентир | Берег | Прохождение участка | Примечание |
9:55 | 0/ 3:08 |
28 | снялись | Имеется два варианта нашего местонахождения. Т.е. до сих пор «плывем». | ||
(0:10/ 3:18) |
29,5 | Суранские горы | лев | продолжительный участок реки в северном направлении | ||
(0:33) | 33 | р. Касканышта | лев | «плывем» | ||
(0:50/ 3:58) |
35,5 | руч. Миньяк | прав | «плывем» | ||
10:57 | 1:02/ 4:10 |
39? | сосновый бор, течение на З | прав | плес | красивое место стоянки в бору справа, затем русло пов. на юг. |
10:57 Вывалили на длинный плес. Проплыли (на запад)мимо какой-то группы, стоящей в классном сосновом бору по правому берегу. Жутко красиво!! Группа поздравила нас с праздником 1 мая. От нечего делать и скуки начали петь пролетарские песни. Получился очень даже духовный смысл. Потом начали танцевать вальс на катамаране. Крутились на кате посередине реки и подняли кучу волн.
Бочка попалась приятненькая. Мы видели с Антоном, что там есть падение воды (мы сидели впереди). Но мы не знали, что оно не маленькое. Короче, когда мы подошли к краю слива, мне показалось, что слив что-то немного высоковат. В следующий миг кат слетел со слива и вошел наполовину в воду, так что моя следующая мысль застала меня под водой. По-крайней мере, девчонки говорят, что нас с Антоном накрыло с головой в бочке. Все это происходило достаточно быстро, так что, когда в бочке мой баллон просто сложился, я успел подумать только что-то типа «о-го», и схватился за раму катамарана. Антон потом сказал, что спасжилет поднял его и кинул на мешок, что был привязан за его спиной. Так что из воды Антон появился верхом на гидромешке. Жалко, что я не видел – я был слегка занят.
Когда вода отлила, я почувствовал, что кат слегка пошел назад, и услышал сквозь шум истошный крик Антона «гребите!». В общем-то я и сам к тому времени понял, что на «нейтралке» отсюда не выплывешь, и начал активно лупить по воде веслом. Римма потом сказала, что даже не успела испугаться. Мы же ей даже не объяснили, что бочка – это такая опасная штука с противотоком воды и пеной. Так что Римме пришлось пугаться задним числом.
Вот такая нам попалась бочечка на «Большом». Если честно, не ожидал я найти ничего настолько интересного.
Время | Ход. время | Расстояние | Ориентир | Берег | Прохождение участка | Примечание |
82,5 | руч. Тулумбуй | лев | ||||
17:28 | 5:20/ 8:28 |
84 | место
быв. хут. Серайкино, быв. пасека |
лев прав |
плес на север | слева бол. луг, недостроенный дом, стога сена. |
17:37 | 5:29/ 8:37 |
85 | начало круга вокруг отрогов г. Шишботак | лев | поворот направо | Перевод названия горы не спрашивайте – а вдруг скажут! |
86 | стоянки слева | лев | перед (и после) поворота налево на 180 гр. | Гора уступает место подзаросшему лугу. Место хорошо освещено солнцем под вечер. Правый берег неосвещен и крут. | ||
18:08 | 6:00/ 9:08 |
91/ за день 63км |
р. Манаир. поворот реки направо. Конец круга вокруг г. Шишботак. Стоянка справа. Встали | лев прав |
Справа
на повороте – поляна – последняя
стоянка. Дальше
начинается населенка. Слева
под скалами – маленький слив и
бочка. ср. скорость на уч. 10,55 км/ч ср. скорость за день 10,5 км/ч ср. скорость 9,97 км/ч |
Весь день светило классное солнце, и все сгорели. Антон потянул и опух руку.
Мне плохо. После нескольких сеансов интенсивной гребли к другому берегу и попыток зачалиться наступила невыразимая смесь усталости, голода, истощения, теплового удара и головной боли. То тошнит, то бьет дрожь. И то, и другое плохо. После технических процедур по разгрузке лег в жутком состоянии на пенку. Римма дала мне панадол и шоколадной пасты…. В общем, на утро был нормальный, как огурчик.
Время | Ход. время | Расстояние | Ориентир | Берег | Прохождение участка | Примечание |
11:10 | 1:15/ 4:23 |
поворот, скалы !!! | ||||
11:14 | 1:19/ 4:27 |
42 | р. Калышта | лев | плес | Слева
луга. На правом берегу – место
стоянки – поляна с родником.
«нашлись» ср. скорость 9,44 км/ч ср. скор. на участ. 10,63 км/ч |
11:17 | 1:22/ 4:30 |
за правым поворотом – старая ЛЭП. | !!! Слева большой провис проводов. Проход ближе к правому берегу!!! | Провода плохо видны. Надо быть осторожным. Такие провода часто пробивают током на металл или графит, особенно на воде, в чем нет ничего приятного. | ||
11:30 | 1:35/ 4:43 |
44,5 | р.
Митаза поворот на Ю |
прав | перекат ! | |
11:32 | 1:40/ 4:48 |
45 | остров с 3-мя протоками | -- | Проход по сред. протоку слева направо. | Протоки косые, не вдоль реки. |
45,5 | Бердин лог | прав | стоянка на поляне | |||
11:40 | 1:45 | 46 | поворот налево | |||
11:45 | 1:50 | 47 | поворот направо | перекат | ||
11:55 | 2:00/ 5:08 |
48,5 | р.
Сарышта поворот направо отдых до 12:33 |
лев | стоянка
с правого и левого берега.
слева есть дрова. Опор. ориентир начала шиверы. ср. скорость 9,45 км/ч ср. скор. на участке 9,52 км/ч |
|
12:33 | 2:00 | 48,5 | Шивера Сарышта | -- | острые камни – затоплены, стоячие валы | проход по большой воде в любом месте – ничего опасного не наблюдается |
после поворота налево | прижим, валы справа | |||||
13:01 | 2:28/5:31 | +5,5 54 |
поворот направо | перекат с бурунами слева | ср.
скорость 9,79 км/ч ср. скор. на участке 11,8 км/ч время прох. уч. 0:28 |
|
13:11 | 2:38/ 5:41 |
+1,8 55,8 |
руч.
Куяш конец шиверы Сарышта, поворот направо |
лев | ср.
скорость 9,82 км/ч ср. скор. на участке 10,78 км/ч время от начала шиверы 0:38 |
|
впереди красивая большая волнистая скала | прав | после поворота налево перед скалой пошли по левой протоке. Проход по правой также возможен. | ||||
13:20 | 2:47/ 5:55 |
(57,3?) | встали слева на бол. поле. перекус. отдых до 14:55 | лев | напротив стоянки – та самая волнистая скала. Течение у берега достаточно быстрое и нет деревьев – чалиться трудно. На лугу раньше, возможно, и было село, но сейчас все чисто. | |
14:57 | 2:49/ 5:57 |
57,5 | р. Казамаш | лев | сразу
после поворота слева буруны!!!
Затем прижим к скале |
Судно разворачивает на бурунах, и последний косой вал может скинуть пипла! Н.б. осторожными. |
15:04 | 2:56 | большой остров | проход справа | |||
15:13 | 3:05/ 6:13 |
(60?) | Слив
в лес слева, затем сильный ток в правую протоку (заваленную), затем сильный слив в лес справа. |
Осторожно! Выгребая от левого слива, не подходить слишком близко к правому берегу. Т.к. далее идет крутой поворот налево и навал течения направо. | ![]() острова на карте под г. Ишбулита |
|
62,5 | место быв. д. Кызыл-Ярово | лев | похоже,
что проворонили место для ночлега? |
|||
63,3 | Пещера Кызылъяровская | прав | нах. в осн. скалы ок. 40 м на правом склоне после поворота. Диам. входа 0,5м, округ. формы | 800 м к северу от бывшей деревни, 80-100м от реки. 2 КС. Весной грот «Провальный» покрыт водой, и длина хода лишь 25+125(Гидр.)+13=163м. | ||
15:37 | 3:29/ 6:37 |
64,5 | каменный мешок с поворотом направо | дуга
выходит на В 8,7/0,85 (51 мин) = 10,2 км/ч ср. скорость 9,75 км/ч ср. скорость за день 10,48 км/ч |
||
66 | руч. Янбика | лев | ||||
68 | р. Ямашта-Франц. | лев | ||||
16:15 | 4:07/ 7:15 |
72 | руч. Ремашта, место быв. д. Ремашта | лев | слева
бывшая деревня – один
разобранный дом. Большой луг. 7,5/0,633 (38 мин) = 11,85 км/ч Вверх по логу налево – тропа 4 км к мол. ферме (?) Прав берег – дор. к п. Инзер |
|
73 | Пещера Теплая | прав | 1 км ниже устья ручья, высота ок. 40 м. Диам входа 2м, овальный | 3 зала. 2 шкуродера 9 и 7м. | ||
16:38 | 4:30/ 7:38 |
(76?) | поворот направо. | слева буруны. после обхода выступа скалы идет сильный прижим и два косых вала. | Осторожно! Не подходить слишком близко к выступу и отгребать от скалы. | |
17:14 | 5:06/ 8:14 |
81,5 | поворот налево. | после прижима – слив с бочкой ок. 0,5м!!! - справа | дуга
выходит на З 17/1,617 (1:37) = 10,51 км/ч ср. скор. за день 10,49 км/ч ср. скорость 9,82 км/ч |
Только все болит, как будто меня вчера долго били. Так и не смог выяснить, кто.
Отбой в 22:__
2/05/2001 -- день 3
Подъем в 6:30.
Распределение обязанностей обычное. Антон у костра, Гюзель и Римма готовят и собирают вещи, а я качаю кат и сушу карты и кепку после вчерашней бочки…
Сидим у костра. Гюзель, открыв и начав хищно копаться в аптечке, изрекает: «У меня возникло желание полечить кого-нибудь. Вставайте в очередь.» Вот так влияет одиночество и физические нагрузки похода на человека.
Позже Гюзель открывает банку тушенки. Со знанием дела она вбивает камнем открывашку в банку и изрекает: «До какого уровня вбивать открывашку?» Затем, открывши, интересуется, «где находится закрывашка для открывашки». Похоже, Гюзель стала гвоздем нашего похода, т.к. в основном все приколы исходили от нее.
Позже мы выяснили еще одну любопытную деталь, имевшую место во время вчерашней бочки. Оказывается, Гюзель тогда первым делом схватила мешок с едой, лежавший посередине катамарана.
Время | Ход. время | Расстояние | Ориентир | Берег | Прохождение участка | Примечание |
10:31 | --/ 9:08 |
91 | р. Манаир | лев | снялись | |
11:18 | 0:47/ 9:55 |
ЛЭП и поворот | ||||
11:29 | 0:58/ 10:06 |
97,5 | д.
Усмангали мост автотрассы Уфа-Белорецк |
лев | ср.
скорость на уч. 6,72 км/ч причина – плесы и сильный встречный ветер. Река приобретает равнинный характер. ср. скорость 9,65 км/ч |
|
12:00 | 1:29/ 10:37 |
пристали. рано. надо пройти левую излучину до ж/д | прав | отплыли в 12:13 | ||
12:24 | 1:40/ 10:48 |
102,5 | Стапель в бухточке справа перед ж/д мостом через р.Мал. Инзер. | прав | бухта
нах. между ж/д на Уфу и
тупиковым путем. стоит полусгоревший вагон. ср. скорость на уч. 7,14 км/ч ср. скорость 8,27 км/ч |
13:45 | собрали
рюкзаки Выщли пешком по рельсам в сторону станции. |
|||||
14:00 | 1 км | пришли на станцию | ||||
14:48 | отпр. электричка Инзер - Уфа | |||||
17:14 | эл. приб. в г. Уфа |
Расписание по ст. Инзер.
93 Магнитогорск –
Москва . 0-27 25 0-52 неч
675 Сибай – Уфа . . . . . . . . . 23-44 25 0-09
94 Москва –
Магнитогорск 22-33 25 22-58 неч
676 Уфа – Сибай . . . . . . . . . . .0-51 30 1-21
6204 Инзер – Белорецк 10-43
6206 Инзер – Белорецк 16-55
6101 Инзер – Уфа . . . . . . 7-22
6107 Инзер – Уфа . . . . . 12:48
6105 Инзер – Зуяково . 19-20
6201 Белорецк – Инзер . . .
9-50
6203 Белорецк – Инзер . . 16:25
6666 Черниковка – Инзер 10-04
6102 Уфа – Инзер . . . . . . . 16:42
6106 Зуяково – Инзер . . . 18:40
В электричке «толпотворение». Дикий ужас. Народ едет с «Большого», с Айгира, с 71-го, из сада… Короче, все люди повылазили из всех дыр, и всем срочно надо в Уфу. Турье во всех вагонах. На ст. Инзер в этот день, наверное, видят 90% людей из всех посетителей за год. …
Позже в электричке выяснили все подробности подвига Гюзели, когда она спасла гидромешок с хавчиком во время прохождения бочки. Всем коллективом электрички выписали ей Нобелевскую премию. За неимением гербовой бумаги, премию пришлось писать на туалетной, за 3 подписями нашего, «Нобелевского», комитета.
Засим заканчиваю.
Да хранит вас Бог!